Главная страница
Назад Данный сайт является историко-культурным проектом и не пропагандирует идеи нацизма.


ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ   СИЛЫ   (LUFTWAFFE)

БОЕВЫЕ   И   КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ   ЗНАКИ


Пилот

Пилот


    Учрежден в Первую Мировую войну.

   

В память о службе

В память о службе  
(Fliegererinnerungsabzeichen)


    Учрежден 26 марта 1936 года.

    Знак вручался в первую очередь ветеранам ВВС, принимавшим участие в первой мировой войне.
    Носился исключительно вместе со знаком "Пилот". В отличие от большинства прочих Знаков его ношение допускалось и на гражданской одежде.

Пилот планера

Знак "Пилот Планера"
(Segelflugzeugfuhrerabzeichen)


    Учрежден 16 декабря 1940 г.

    Вручался пилотам десантных и транспортных планеров прошедших специальное обучение или принявших боевое крещение.

Воздушный стрелок без молний

Воздушный стрелок (без молний)
(Fliegerschutzenabzeichen ohne Blitzbundel fur Bordschutzen und Bordmechaniker)


    Учрежден 22 июня 1942 года.

    Знак вручался бортстрелку или бортмеханику, если он летал непрерывно в течение двух месяцев, или сбил не менее пяти самолетов, или получил ранение в воздушном бою.
    Существовали также и шитые варианты.

Воздушный стрелок с черным венком

Воздушный стрелок (без молний с черным венком)
(Fliegerschutzenabzeichen ohne Blitzbundel mit schwarzem Kranz)


    Учрежден 25 апреля 1944 года.

    Выдавался членам экипажа, не прошедшим стрелковой подготовки. Знаком отмечались те, кто в качестве стрелков приняли участие в десяти боевых вылетах. Количество вылетов могло быть уменьшено, вследствие ранения, полученного в ходе одного из вылетов.
    Причиной учреждения этого знака стала нехватка квалифицированных кадров к концу войны.

Воздушный стрелок с молниями

Воздушный стрелок (с молниями)
(Fliegerschutzenabzeichen mit Blitzbundel fur Bordfunker)


    Вручался бортрадисту, если он летал непрерывно в течении двух месяцев, или сбил не менее пяти самолетов, или получил ранение в воздушном бою.
    Существовали также и шитые варианты.

Воздушный стрелок с молниями на ткани
За наземный бой ВВС

Знак "За Наземный Бой Военно-Воздушных Сил"
(Erdkampfabzeichen der Luftwaffe)


Учрежден 31 марта 1942 года.

    Знаком награждались военнослужащие ВВС, которые с 1 апреля 1942 г. вели боевые действия в рядах наземных частей и участвовали в рукопашном бою, атаке, контратаке, разведке и т.п.
    Для награждения требовалось участие в трех операциях в разные дни, ранение во время проведения операции или представление к любой боевой награде за участие в операции. Если служащий Люфтваффе до этого уже был награжден штурмовым знаком, знаком за общую или танковую атаку, то новый знак выдавался взамен предыдущего.
    По статуту полагалась одна степень знака, вручавшаяся за три дня боев, но 11 ноября 1944 г. были введены еще четыре дополнительных степени:

  • 4-я степень - за 25 дней боев;

  • 3-я степень - за 50 дней боев;

  • 2-я степень - за 75 дней боев;

  • 1-я степень - за 100 и более дней боев.

    При этом официальных вручений не проводилось.
    Знак вручался в синей коробке с обитой шелком крышкой и бархатным основанием, или в специальном бумажном конверте. К знаку полагалось удостоверение. При наличии нескольких степеней носилась высшая.

4-я степень
3-я степень
2-я степень
Зенитный боевой
Знак "Зенитный Боевой"
(Flakkampfabzeichen der Luftwaffe)


    Учрежден 10 января 1941 года.

    Эскиз Знака Частей ПВО Люфтваффе разработал берлинский художник - график Вильгельм Эрнст Пекхаус 19 июля 1940 года.
    Награда предназначалась для признания боевых заслуг личного состава зенитной артиллерии Люфтваффе, а так же служб светового слежения и радарных подразделений, как при отражении нападений вражеских самолетов, так и в рамках боевых действий на земле.
    Первый заказ на изготовление знака получила Берлинская фирма Юнкер (C.E. Juncker) 31 января 1941 года. Позже к изготовлению этого боевого знака были привлечены и другие производители.
    Знак представляет собой орудие калибром 8,8 см, окруженное овальным венком из дубовых листьев. В верхней части находится эмблема люфтваффе. Размеры знака: венок - высота примерно 55мм, ширина примерно 45 мм; размах крыльев орла - примерно 40мм, высота примерно 30мм.
    Знак имел также вариант в форме вышивки. Однако изготовление вышивок было запрещено приказом от 8-го мая 1942 года.
    Знак изготовлялся на разных фирмах, в разных металлах.

    Боевой знак отличия зенитной артиллерии мог быть вручен офицерам, унтер-офицерам и рядовому составу зенитной артиллерии за выдающиеся боевые заслуги. Знаком могли быть награждены как отдельные военнослужащие, так и целые подразделения, а именно:
    1. За борьбу с вражескими самолетами:
    Для тяжелых батарей за уничтожение, по крайней мере, 5 вражеских самолетов. Знаки вручались военнослужащим батареи, принявшим непосредственное участие в уничтожении вражеских самолетов. Личный состав тяжелых батарей мог получить знак за участие в двух боевых операциях против целей на земле или на море, проведенных в тяжелых условиях.
    Для легких батарей за уничтожение, по крайней мере, 5 вражеских самолетов орудиями одного и того же взвода. Знаки вручались военнослужащим батареи, принявшим непосредственное участие в уничтожении вражеских самолетов.
    Для зенитных прожекторных батарей 150 см прожекторов и зенитных прожекторных взводов 60 см прожекторов. Если, по крайней мере в 20 или 15 случаях соответственно, благодаря успешной деятельности обслуги зенитных батарей или взводов были созданы предпосылки для успешной борьбы с вражескими самолетами, осуществляемой зенитными батареями или ночными истребителями, и при этом, по крайней мере, в 5 случаях было достигнуто уничтожение противника. Производилось награждение всех военнослужащих зенитных прожекторных батарей и зенитных прожекторных взводов, внесших вклад в достигнутый успех.
    2. При участии в трех различных боевых действиях против целей на земле или на море, проведенных в трудных боевых условиях, например, уничтожение танков, бункеров, кораблей и особые успехи по борьбе с другими земными или морскими целями. Участие в тяжелых боях с целями на земле или на море приравнивалось к одному уничтоженному самолету.
    3. Награждение командира батареи проводится в том случае, если половина из командиров орудий получили этот вид награды. Предпосылкой для награждения являлось, умелое руководство, внесшее решающий вклад в достигнутый боевой успех.
    4. Награждение за выдающиеся заслуги. Награждение не зависело от названных выше критериев и совершалось по усмотрению командования.

    5-го августа 1941 года Геринг издал специальные "Пояснения по предписаниям для награждения Знаком Частей ПВО Люфтваффе". В основном в них обсуждались другие части предпосылок для награждения, не носящие принципиального характера.

    7-го января 1942 года вышел специальный указ, затрагивающий награждение Знаком Частей ПВО Люфтваффе офицеров медицинской службы и санитарного персонала:
    "Боевой знак отличия зенитной артиллерии предназначен для награждения офицеров, унтер-офицеров и рядового состава зенитных подразделений. Он является знаком признания выдающихся боевых заслуг.
    Так как предпосылкой для награждения боевым знаком зенитной артиллерии является активное участие в боевых действиях, то с точки зрения международного права награждение боевым знаком санитарного персонала, находящегося под защитой Женевского соглашения, произведено быть не может.
    Уже врученные санитарному персоналу знаки отличий Частей ПВО Люфтваффе должны быть изъяты.
    Они могут быть оставлены в распоряжении лиц медицинского персонала только в качестве памятного предмета. Однако ношение этого боевого знака, как на службе, так и в свободное от службы время этим лицам запрещается."

    С 1-го апреля 1942 года в связи с изменившимися боевыми условиями начали действовать новые условия награждения. Была введена система очков, причем для награждения знаком, нужно было набрать по крайней мере, 16 очков. Присуждение очков для военнослужащих зенитных батарей и вспомогательных подразделений выглядело следующим образом:
    4 очка - за уничтожение вражеского самолета тяжелой зенитной батареей или одним легким взводом (без участия других батарей или взводов)
    2 пункта за участие в уничтожение вражеского самолета
    1 пункт за первый, ориентированный по звуку захват вражеского самолета в свет прожектора.
    31-го марта 1942 года был введен Знак "За участие в боях на земле" для подразделений Люфтваффе. После этого Знак Частей ПВО Люфтваффе стал вручаться только в качестве награды за заслуге в борьбе с воздушными целями.

    Знак вручался награжденному вместе с документом, подтверждающим право на ношение награды. Иногда награда выдавалась в боевых условиях и специальных бланков не хватало, тогда выписывались временные наградные листы.
    Награда вручалась в трех вариантах футляров: из черной, искусственной кожи; картона и в бумажных пакетах.
    Знак носился на левом нагрудном кармане или на куртке на высоте соответствующей нагрудному карману. Его нужно было носить ниже всех орденов, но выше Знака "Пилота".
    Для ношения на гражданской одежде, награжденные могли заказать миниатюрную версию награды, так называемый "фрачник".

Зенитная артиллерия Данцига

Знак "Зенитная артиллерия Данцига"

    Дата учреждения неизвестна.

    Долгое время само существование этого знака подвергалось сомнению. По всей видимости, он был учрежден местными властями округа Данциг после присоединения его к Германии. Известны по крайней мере 2 фотографии с примером ношения этого знака персоналом Люфтваффе.
    Знак изготавливался из белого металла. Критерии награждения неизвестны.

Парашютист

Знак "Парашютист"
(Fallschirmschutzenabzeichen der Luftwaffe)


    Учрежден 1 января 1935 года.

    Пришел на смену сухопутному знаку, в связи с передачей парашютистов в ведение люфтваффе .
    Требования для награждения:
    - окончание парашютно-десантной школы,
    - совершение не менее пяти парашютных прыжков.
    Также, для права дальнейшего ношения Знака, требовалось ежегодное подтверждение квалификации (6 прыжков).
    С 1944 года знак мог быть вручен административному и медицинскому персоналу, по совершении одного боевого прыжка с парашютом.

на ткани
Морская авиация

Знак "Морская Авиация"
(Seekampfabzeichen der Luftwaffe)


    Учрежден 27 ноября 1944 года.
    Учрежден по приказу рейхсмаршала авиации Германа Геринга и является последним знаком предназначавшимся для люфтваффе.

Танковый ВВС (в черный)

Знак "Танковый Боевой Военно-Воздушных Сил"
(Panzerkampfabzeichen der Luftwaffe)


Учрежден 3 ноября 1944 года.

    Учрежден для награждения бронеподразделений Люфтваффе. До появления данного Знака квалифицированный состав военно-воздушных сил получал сухопутный Знак "За танковый бой".
По статусу знак имел три степени:
    Младший состав мотопехоты Люфтваффе удостаивался знаков "в черном".
    Условия для награждения соответствовали требованиям, принятым в сухопутных подразделениях. По их же примеру 3 ноября 1944 года были введены дополнительные 4 квалификационные степени, позволявшие выделить опытных солдат:

  • 4-я степень - за 25 дней боев;

  • 3-я степень - за 50 дней боев;

  • 2-я степень - за 75 дней боев;

  • 1-я степень - за 100 и более дней боев.

    Для тяжелораненых 4-я степень знака выдавалась за 18 дней боев, 3-я степень - за 35 дней боев, 2-я степень - за 60 дней боев.
    При наличии нескольких степеней носилась высшая.

Танковый ВВС (в серебре)
4-я степень
3-я степень
2-я степень
1-я степень
Наблюдатель

Знак "Aircrew"
(Fliegerschaftsabzeichen)

    Учрежден в 1933 году.

    Учрежден как знак Германской ассоциации авиаспорта. Эта ассоциация служила «крышей» для подготовки военных летчиков. Существовало два типа этого знака: из сплава никеля и серебра и из алюминия.

    К знаку выдавалось удостоверение.

    С января 1935 года считался знаком для пилотов-наблюдателей, а в ноябре 1935 года изъят из обращения в связи с аннулированием Версальского договора (по которому Германия не имела право на собственные ВВС) и официальным учреждением Люфтваффе.

Наблюдатель

Знак "Наблюдатель"
(Beobachterabzeichen)


    Учрежден 27 ноября 1935 года.

    Для получения знака было необходимо прослужить во вспомогательном звене не менее 2 месяцев или участвовать в 5 операциях в качестве штурмана, наблюдателя или наводчика, или получить ранение в ходе несения службы.
    Знак был составной - серебряный орел крепился к венку на заклепках. Застежка игольчатого типа, часть знаков имела маркировку изготовителя на орле.
    Существовали также шитые варианты. Крепление - булавка или нить соответственно.

на ткани
пилот

Знак "Пилот"
(Flugzeugfuhrerabzeichen)


    Учрежден 26 марта 1936 года.

    Предназначен для отличия военнослужащих, получивших квалификацию военного пилота (успешно окончившего летные курсы). Соответственно, носился всеми пилотами Люфтваффе на верхнем левом кармане летной куртки или кителя под железным крестом 1-ого класса. Вручался в коробке синего цвета с соответствующим документом.
    Следует отметить, что существовали также шитые образцы знака, носившиеся на летных куртках.

Пилот-Наблюдатель 3-я ст.

Знак "Пилот-Наблюдатель"
(Gemeinsames Flugzeugfuhrer - und Beobachterabzeichen)


Учрежден 26 марта 1936 г. (1-я и 2-я степень - 19 октября 1939 г.)

По статусу знак имел три степени:

  • 3-я степень (в бронзе)

  • 2-я степень (в золоте)

  • 1-я степень (в золоте с бриллиантами)

    Им награждались военнослужащие, имеющие право на одновременное получение и ношение знаков "Пилот" и "Наблюдатель".
    Первые две степени имели, соответственно: бронзовый и позолоченный венок из дубовых и лавровых листьев, на который накладывался платиновый орел с распростертыми крыльями, несущий в когтях свастику.
    Знак "Пилот-наблюдатель" 1-й степени украшался бриллиантами: правое крыло орла - 36 штук, левое - 31 штука, тело орла - 19 штук, свастика - 18 штук. Крепление - булавка.

Пилот-Наблюдатель 2-я ст.
Пилот-Наблюдатель 1-я ст.
авиамоделист

Знак общества авиамоделистов
существовал в трех видах: золоте, серебре, бронзе

планерист

Знак планеристов

пилот

Знак пилота моторного самолета (N.S.F.K.)
(варианты)

пилот
аэростат

Знак немецкого союза воздухоплавания "За полет на свободном аэростате"
(вышивка)

Знак пилотного общества

Знак члена летного клуба



   
   
   
Главная страница Новости сайта Диски Ссылки Написать автору Гостевая книга Форум