Главная страница
Назад Данный сайт является историко-культурным проектом и не пропагандирует идеи нацизма.


МОРСКИЕ   ГОЛОВНЫЕ   УБОРЫ

Летний образец фуражки
(адмирал)
Фуражка
(капитаны 1-го, 2-го, 3-го ранга)
Фуражка летнего образца
(младшие офицеры)
Фуражка
(старшины)


ГОЛОВНЫЕ   УБОРЫ   СУХОПУТНЫХ   ВОЙСК

Офицерская пилотка Войсковая фуражка
с выпушкой цвета рода войск


КАСКИ

М 17 русский тип

М 17 (М 15; М 18)

    В 1917 русский Генеральный штаб принял решения о начале производства собственного стального шлема. Заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии на заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg. В России шлем получил маркировку Модель 1917 (Sohlberg), в соответствии с годом начала выпуска шлемов. В Финляндии шлем имел неофициальную маркировку М 18, кроме того, иногда шлем идентифицировался как М 15 - по году, когда начались работы по его созданию.
    Революция 1917 года помешала поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию, и в русскую армию была поставлена относительно небольшая партия. Всего на заводе Sohlberg-Oy успели изготовить 500000 шлемов, а на заводе V.W. Holmberg 100000 шлемов. В 1918 году Финляндия объявила независимость и выпущенные, но неотправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части оставшихся шлемов не был установлен подшлемник, так как изначально его установка планировалась на заводах в России. Шлемы, выпущенные для русской армии, были окрашены в цвет хаки. Для новой финской армии часть шлемов была перекрашена в темно-зеленый цвет.
    В течение 20-х годов завод Sohlberg-Oy продолжал выпускать шлемы этой модели уже для финской армии. Существовало два типа шлемов Sohlberg, условно называемые "русский тип" и "финский тип". Отличия между ними заключались в подшлемнике. Подшлемник, устанавливаемый на русские шлемы изготавливался из ткани и крепился с помощью ребристых полос алюминия, так же как на французской каски Адриана модели 1915, а финский подшлемник состоял из трех треугольных лепестков изготовленных из кожи оленя или брезента, в зависимости от завода, производящего подшлемники, и скрепленные в верхней части шнуром. И в том и в другом случае крепление подшлемника осуществлялось с помощью четырех пар небольших клепок. Подбородочный ремень изготавливался из кожи его длинна, регулировалась с помощью небольшой стальной пряжки. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных колец, закрепленных скобами, каждая из которых в свою очередь крепилась к шлему с помощью двух маленьких клепок. Вес шлема составлял 800-850 грамм, толщина стали 1,2 мм. М 17 обладал слабыми защитными свойствами и обеспечивал защиту только от мелких осколков, не давая при этом защиты от пуль и шрапнели.
    Шлем этой модели использовался финскими войсками на протяжении Зимней войны 1939-1940 года наравне с германскими, шведскими, чешскими, венгерскими, французскими, итальянскими, польскими, голландскими и др. шлемами. Большое количество М 17 (М 18) использовалось силами гражданской обороны, пожарными и другими полувоенными формированиями. Шлемы, переданные силам гражданской обороны окрашивались в черный или серый цвета.

М 17 финский тип
М 40

М 40

    В начале 40-х годов в Финляндии на заводе Wartsila Oy и Kone-ja Silta Oy было начато активное производство шведской модели шлема 1937 года. Шлемы изготавливались с использованием деталей, поставляемых из Швеции. Их разработчиком был A.B. Bofors. В Финляндии новый шлем получил маркировку М 40.
    Шлем изготавливаемый в Финляндии имел абсолютно такие же характеристики, что и шведский прототип. Вес шлема составлял 1100-1200 грамм, в зависимости от размера (всего их было четыре). Подшлемник состоял из трех кожаных язычков, к которым с обратной стороны прикреплялись подушечки набитые конским волосом. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет.
    Не смотря на начатое производство шлемов, финская промышленность не могла удовлетворить потребности армии в экипировки шестисоттысячной армии. До 1945 года финны смогли произвести только 70 000 шлемов. В финской армии широко использовались, закупленные в конце 30-х годов германские, итальянские, венгерские французские, чешские и др. шлемы.
    Шлемы модели М 40 использовались в финской армии на протяжении всей Второй мировой войны, а так же после войны вплоть до принятия 16 июня 1962 году шлема новой модели.

польша Wz 31

Шлемы других стран

    Первые шлемы, которые стали использоваться в финской армией, были каски Адриана и русский шлем модели 1917 года. В 1919 году, после обретения независимости, финское правительство для экипировки своей армии закупило 15 000 стальных шлемов французского производства. Кроме касок Адриана предприимчивые французы продали финнам трофейные немецкие стальные шлемы М 16, М 17 и М 18. В начале двадцатых годов в Финляндию было дополнительно поставлено около 80 000 стальных шлемов германского производства. Однако наравне с германскими моделями шлемов в армии продолжали использовать русский М 17 и французскую каску Адриана, которые только к началу Второй мировой войны были переданы силам гражданской обороны, пожарным и т.п.
    Начало Зимней войны (30.11.1939 - 13.03.1940) послужило причиной принятия поспешного решения о военных закупках, в том числе закупке большой партии стальных шлемов.
    Таким образом, по состоянию на 25 июня 1941 года, количественное соотношение стальных шлемов в финской армии было следующим:
- старые немецкие и австро-венгерские (М 16, М 17, М 18) 70 000 шт.;
- венгерские М 37 75 000 шт.;
- итальянские М 33 30 000 шт.;
- чехословацкие Vz 32 50 000 шт.;
- шведские М 21 (М 26) 8 000 шт.;
- польские Wz 31 1 000 шт.
    Кроме того, в финской армии в небольших количествах использовались голландские шлемы М 28 и М 34, датские М 23, норвежские М 31, английские Mk I, которые появились в Финляндии вместе с добровольцами из этих стран, прибывших для участия в войне с Советским Союзом. В течение Второй мировой войны, финским правительством были заказаны примерно 25 000 немецких шлемов модели М 35 и М 40 и 20 000 шведских М 37.
    Дополнительно 24 282 шлема были заказаны летом 1943 года в Германии. Основная часть полученных шлемов были модели 1942 года. Еще одна заказанная партия немецких шлемов была получена Финляндией в 1944 году.
    Помимо вышеуказанных моделей, в финской армии использовалось порядка 20 000 советских стальных шлемов СШ 36 и СШ 40, захваченные в качестве трофеев, эти шлемы были распределены в тыловые и вспомогательные части, а так же в подразделениях береговой артиллерии, противовоздушной обороны и т.п.
    Таким образом, финская армия была экипирована 19 (!) различными моделями стальных шлемов.
    Дополнительную информацию по шлемам стран оси, смотрите в соответствующих разделах сайта.

швеция М 21 (М 26)
дания М 23
англия Mk I
СССР СШ 36

Информация частично взята с сайта - http://www.helmets.ru/     
   
   
   
Главная страница Новости сайта Диски Ссылки Написать автору Гостевая книга Форум