|
|
М33
    В начале 30-х годов итальянская армия экипировалась французскими касками Адрина модели 1915 и итальянскими шлемами модели 1916 года. Однако растущие потребности армии, а так же создание более совершенных моделей стальных шлемов в европейских странах вдохновило итальянское правительство на создание собственного стального шлема.
    Первая экспериментальная модель появилась в 1931 г. Внешне этот шлем очень сильно напоминал шлем римских легионеров. Несмотря на то, что шлем понравился Муссолини он не был принят в армии, так как имел массу недостатков и технических недоработок. Однако данный шлем стал прототипом для создания в 1933 году основного боевого шлема итальянской армии, который оставался регламентным шлемом итальянских вооруженных сил вплоть до 80-х годов.
    Официально шлем был введен циркуляром от 29 ноября 1934 года. Поставки шлема этой модели в армию начались в 1937 году.
    Новый шлем имел оригинальную, слегка вытянутую вперед форму, гарантируя силуэту итальянского солдата узнаваемость и придающий отдаленную схожесть с легионером древнеримской армии.
    Шлем изготавливался из сплава стали и никеля (были так же шлемы, изготовленные из алюминия, которые предназначались для чиновников и полиции), вес шлема составлял 1100-1200 грамм в зависимости от размера, толщина стенок 1,2 мм. Всего было три размера шлема 1-й (59-61), 2-й (57-58), 3-й (55-56). Размер шлема указывался на подшлемнике. Подшлемник изготавливался из цельного куска овечьей кожи (в последние годы войны в связи с экономическими трудностями кожа была заменена тканью пропитанной воском) и состоял из восьми язычков скрепленных в верхней части шнуром. Сшивался подшлемник в затылочной части. Характерно, что шлемы, изготовленные в военный период имели одну вертикальную строчку и две горизонтальные, а в послевоенный период горизонтальные строчки были соединены дополнительной строчкой по диагонали, образуя букву "Z". Цвет кожи подшлемника мог быть от темно-коричневого до белого. Подшлемники, изготовленные после войны, были желтоватого цвета. Подшлемник имел достаточное количество отверстий, обеспечивающих хорошую вентиляцию. С внутренней стороны подшлемника устанавливалась войлочная подкладка. Крепление подшлемника было нестандартным и вполне оригинальным для стальных шлемов того времени. Кожаная полоска крепилась к двойному обручу, а точнее к его нижней части, которая не прикасалась к шлему, тем самым, обеспечивая хорошую амортизацию при ударах, а так же циркуляцию воздуха. Второй обруч, крепился к раковине шлема с помощью трех специальных клепок с вентиляционными отверстиями, расположенными по периметру шлема. Межу собой обручи были соединены с помощью пяти вертикальных металлических полос.
    Характерно, что шлемы, поставляемые в подразделения, воевавшие в Африке, имели дополнительное, четвертое, вентиляционное отверстие. Кроме того, дополнительное отверстие во фронтальной части имели шлемы, распределенные в подразделения, не принимавшие непосредственного участия в сражениях (автомобильные части, интенданты, штабные работники, противовоздушная оборона и т.п.). Подбородочный ремешок изготавливался из кожи, окрашенной в серо-зеленый цвет, и состоял из двух частей, соединяющихся прямоугольной застежкой и крепился с помощью прямоугольных колец. Застежка и кольца, окрашивались в такой же цвет что и шлем. Подбородочный ремень, установленный на послевоенных образцах шлема изготавливался из ткани, при этом его длинна, регулировалась с помощью передвигаемой пряжки, кроме того, после войны подбородочный ремень крепился с помощью "D" - образных колец.
    В разное время итальянский шлем модели 1933 года окрашивался в разные цвета. С 1936 до 1940 год шлем окрашивался в серо-зеленый цвет светлого оттенка или в серый цвет, с 1940 по 1945 год шлем окрашивали в серо-зеленый цвет только темного оттенка, с 1947 года шлемы окрашивались в цвет хаки, который с начала 50-х годов, был заменен на оливковый цвет. Шлемы чиновников и полиции окрашивались в черный цвет. Нередко в боевых условиях на шлемы наносился камуфляж, а так же использовались регламентные защитные чехлы. В итальянской армии на фронтальную часть шлема наносились эмблемы родов войск. Однако в период войны нанесение эмблем стало необязательно в связи с общим беспорядком, творившимся в то время в армии. С 1944 года в армии появляются декали. В 1968 году фронтальные эмблемы были отменены окончательно. Иногда солдатами применялись регламентные чехлы из ткани.
    Шлемы берсальеров традиционно были украшены плюмажем из черных петушиных перьев. Альпийские стрелки так же крепили к шлему петушиное перо, служившее их отличительным знаком.
    Шлемы модели 1933 года экспортировались в Испанию в период Гражданской войны 1936-1939 годов, где они и получили первое боевое крещение. Кроме того, шлемы данной модели были поставлены в Финляндию в период Зимней войны 1940 года.
|