Главная страница
Тексты Данный сайт является историко-культурным проектом и не пропагандирует идеи нацизма.



НОМЕРНЫЕ   ЗНАКИ

    Все боевые машины вермахта, кроме танков и бронированных гусеничных самоходных установок, имели регистрационные номера.

    Большинство номерных знаков в Германии в годы Второй мировой войны штамповались из стального листа и крепились на специальных кронштейнах, бамперах или крыльях. Стандартным был белый фон с черными буквами и цифрами. Номера были плоскими - символы наносились краской через трафарет.

    Было стандартизовано несколько базовых форм и размеров для регистрационных номеров в Германии. Передний номер имел высоту 90мм и ширину 475мм, буквы и цифры располагались на нем в одну линию. Задний номер существовал в нескольких вариантах. Ранний вариант представлял собой прямоугольник высотой 200мм и шириной 320мм с обрезанными верхними углами. Это делалось для экономии металла, поскольку верхняя строка номера содержала всего 2 (редко 3) буквы. Позже задние номера стали выполнять без обрезанных верхних углов. На некоторых машинах передний номер выполнялся в стиле заднего на пластинке размером 200 х 300мм. В боевых условиях номера на машинах просто накрашивались непосредственно на крыле или бампере.

    Мотоциклетный передний номерной знак был дугообразным (по форме переднего крыла) размерами примерно 55-65 х 200-240мм, задний прямоугольный номер мотоцикла имел размеры 100 х 150мм.

    Первая группа букв номерного знака определяла принадлежность машины роду войск или организации.

    Основными обозначениями были следующие:

    WH   =   Wehrmacht Heere (армия)
    WL   =   Wehrmacht Luftwaffe (авиация)
    WM   =   Wehrmacht Marine (флот)
    SS (руническим шрифтом)   =   Wafen-SS (части СС)
    ОТ   =   Organization Todt (строительная организация Тодта)
    POL   =   Polizei (полиция)
    FP   =   Feldpolizei (военная полиция)

    Были также стандартизированы буквы для оккупационных частей и администрации большинства оккупированных стран:

    MB   =   Бельгия и Северная Франция
    MD   =   Дания
    МО   =   Прибалтика (Ostland), частично Польша
    Ost   =   Прибалтика (номера выдававшиеся местным командованием округа и администрацией без согласования с центральным управлением)
    MR   =   Румынияя (для реквизированных транспортных машин)
    MG   =   Польша (Генерал-губернатарство)
    MS   =   Крым, Южная Украина, Краснодарский крайй
    МН   =   Голландия
    MU   =   Украинаа
    MN   =   Норвегия

    Германская гражданская администрация имела следующие буквенные коды:

    ZB   =   Бельгия и Северная Франция
    ZF   =   Франция
    ZO   =   Прибалтикаа

    В середине декабря 1944г. в Германии было упразднено большинство из этих серий (кроме MD, MG, МН и MN), так как Красная Армия и союзники освободили большую часть из перечисленных территорий. Примерно тогда же, в конце 1944г., "Организация Тодта" стала частью вермахта, потому буквенный индекс ОТ сменился на WT.

    Многие службы и ведомства, немало колесившие в прифронтовой полосе, использовали гражданские номера. Прежде всего, речь идет о военных корреспондентах, службе пропаганды и др. Чаще других здесь встречались берлинские номера, начинавшиеся с букв IA -. . . . Аналогичные "берлинские" буквы фигурируют и на снимках экспериментальных полигонных машин, хотя в таких случаях речь, скорее всего, идет о специальной маскировке, дезинформации.

    В предвоенные годы цифровые символы на германских номерах формировались из числовых групп, соответствующих военным округам (Wehrkreis). Армии был выделен блок номеров от 10000 до 299999. Каждый округ или род войск, приравненный округу, имел отрезок номеров внутри указанного диапазона. Начальные цифры диапазона были отведены машинам верховного командования, потом шли округа... Танковые дивизии, панцер-гренадерские и легкие дивизии были сведены в три соответствующих блока номеров - XIV, XV и XVI:

    XIV   -   140000-149999 и 240000-249999
    XV   -   150000-159999 и 250000-259999
    XVI   -   160000-169999 и 260000-269999

    По мере того, как числа в указанных диапазонах исчерпывались, для номеров стали использовать случайно выбранные блоки цифр вне указанных диапазонов. К слову, преобразование легких дивизий в танковые также не вело к замене номерных знаков. Постепенно, в 1944г. номера достигли цифры 1000000 и продолжали расти до конца войны. Не все блоки цифр в этом гигантском числе были использованы, часть из них не задействовали из соображений секретности или по неразберихе.

    Еще один уровень дорожного контроля достигался путем нанесения на номер почтового штемпеля. Каждое германское подразделение до батальона имело свой номер полевой почты (Feldpostnummer). Эта система использовалась для организации движения почтовой корреспонденции и была неплохо отлажена, потому имело смысл воспользоваться кодами полевой почты для установления принадлежности машин. В этих целях стало общей практикой наносить печать полевой почты на регистрационный номер. Военная полиция и контрольно-пропускные посты могли сличать номера полевой почты с номерами на сопроводительных документах. Штамп полевой почты наносился на номер специальными несмываемыми чернилами, обычно - темно-красными или черными. Этот метод широко применялся как на территории Германии, так и на оккупированных землях.

    Следует отметить, что многие трофейные машины часто использовались в германской армии без перекрашивания, потому очевидцы свидетельствуют, что в 1941г. на дорогах России можно было встретить грузовики с немецкими номерами и обозначениями, но с польскими, французскими, бельгийскими обозначениями на не перекрашенных бортах кузовов и фургонов. Эти машины редко попадали в объективы фотокорреспондентов. Никакого отношения к немецким регистрационным номерам написанные на них числа и буквы не имели.


СЛУЖЕБНЫЕ   НАДПИСИ

    Большинство машин германской армии несли много различных технических надписей -пользовательских инструкций, транспортных табличек, номеров шасси и др. Полученные с завода автомобили снабжались, как правило, полным комплектом таких меток, предупреждений и таблиц, при перекрашивании и камуфлировании большинство из них закрашивалось, теряясь уже навсегда.

    Можно выделить несколько классов надписей, наносимых на соответствующие категории машин. Наиболее частым и характерным знаком были железнодорожные грузовые марки. Они представляли собой накрашиваемую или напыляемую табличку данных, которая включала в себя индекс машины (Kfz или SdKfz и номер), погрузочный и/или нетто вес в тоннах и погрузочный железнодорожный класс. Размер этих таблиц варьировался от небольших 20х25см до таблицы в большую часть двери грузового автомобиля. Они наносились произвольным цветом, единым для конкретной партии перевозимых машин. На автомобилях минимальная грузовая табличка включала 4 строки - индекс Kfz, снаряженную массу, грузоподъемность и погрузочный класс. Весовые значения приводились округленными в большую сторону.

    Второй по распространенности надо признать надпись-памятку о необходимом давлении в колесах, наносимую на крылья колесных машин. Была широко распространена практика восстановления этих цифровых инструкций после перекраски или камуфлирования машин. Маркировка осуществлялась в "атмосферах", - сокращенно atu.

    К следующей группе символов можно отнести различные маркирующие надписи, указывающие на расположение горловин, крышек или штуцеров для заправки топливом, маслом и водой. Такие надписи были особенно важны на машинах, где эти горловины были скрыты под капотами, кожухами, и броней. Пожалуй, рекордсменом среди таких головоломок был NSU Hk 101 Kettenkrad, все заправочные горловины и регулировочные точки которого не имели внешнего доступа.

    Еще одна группа наносимых знаков связана с необходимостью движения в ночное время. В первые годы войны армейские машины окрашивались в темно-серый цвет, что делало их малозаметными, но заодно и затрудняло движение в условиях затемнения. Для снижения аварийности в германской армии стали наносить окантовывающие белые полосы спереди и сзади машин. Естественно, что речь идет о тыловых небронированных транспортных средствах, для которых частичная утрата камуфляжных свойств окраски представлялась не столь существенной. Неудачи на фронте заставили вскоре вновь вспомнить о цветомаскировке и в начале 1943г. белые полоски уступили место темно-желтым (так же хорошо заметным в темноте и тумане).

    Помимо этих знаков, часто встречался красно-белый стоп-знак, наносимый в задней части машины, и транспарант типа "Abstand 100m", напоминавший о необходимой дистанции для машин, идущих в колонне.


ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ   АРМЕЙСКИЕ   ЗНАКИ

    Некоторые из операций германской армии приобретали затяжной характер и требовали взаимодействия разнородных частей. В таких случаях, по согласованию с ОКВ, для группы войск, задействованных в операции, вводился дополнительный знак в виде геральдического щита с гербом.

    Как правило, первыми такие гербы появлялись на командирских и штабных машинах. Впрочем использование такой геральдики не было общим правилом для вермахта, потому количество принятых эмблем и их внешний вид в настоящее время уже невосстановимы.


КОМАНДИРСКИЕ   И   СЛУЖЕБНЫЕ   ФЛАЖКИ

    Штабные машины германских командных структур, личные и представительские легковые автомобили для выделения их в общем потоке транспорта могли нести специальные флажки, отражавшие звание (должность) командира и подразделение, к штабу которого приписан автомобиль. В качестве флажков использовались окрашенные металлические пластинки прямоугольной или треугольной формы. Форма, цвет и изображение на флажках соответствовали уровню соединения и рангу командира. В большинстве случаев использовались красный, белый и черный цвета (Waffenfarbe). Формы и элементы флажков подразделений во многом повторяли принятые топографические символы на картах (армейские группы -квадратной формы с черно-белыми шахматными квадратами, танковые группы -квадратной формы с диагональной шахматной закраской, армейские корпуса -прямоугольной формы с диагональным разделением, верхний треугольник черный, нижний -красный и т.д.). Дивизионные знаки обычно наносились прямо на эти флажки.

    Служебными флажками имели право пользоваться штабные офицеры и официальные представители, имевшие ранг офицеров. До 23 апреля 1941г. генералы и штабные офицеры имели единый флажок-вымпел - треугольную пластину размером 20х30см с изображением орла со свастикой. Позднее на генеральских вымпелах свастика и орел наносились "золотым" цветом. Для официальных лиц командирские флажки разрабатывались отдельно и были мало связаны с армейскими стандартами. Маршалы применяли специальный командирский флажок квадратной формы 30х30см с орлом над скрещенными маршальскими жезлами.

    Флажок подразделения устанавливался на левом крыле, служебный флажок, отражавший ранг офицера, - на правом. В случае, если офицер в настоящий момент не следовал в автомобиле, флажки снимались или чехлились. В некоторых случаях снимался только офицерский флажок, а флажок подразделения заменял нарисованную эмблему части.

    И, наконец, еще один флажок - флаг с красным крестом. Он обычно поднимался на грузовиках, перевозивших раненых. Знак красного креста дублировался на крыльях, бортах и капоте машины. По правилам, если машина следовала без раненых, порожняком, флаг с красным крестом сворачивался, скручивался вокруг древка, а не опускался.


БУКВЫ   НА   КРЫЛЬЯХ

    В годы войны множество гражданских машин привлекалось к военным перевозкам и выполнению различных специальных задач. (Например, машины службы пропаганды - Propaganda Kompanie, включавшей в свой состав военных корреспондентов и кинорепортеров). Они сохраняли свои гражданские номерные знаки, но для обозначения воинской принадлежности на крылья машины накрашивались белые буквы WH (Wehrmacht Heere).

    Грузовые машины с гражданскими номерами, входившие в состав транспортных колонн помечались буквами TR (обычно на левом крыле).

    Еще одним видом широко распространенных буквенных обозначений были крупные первые буквы фамилии командующего армией, танковой группой, а в конце войны - просто армейской группы. Например, в 1941г. на дорогах России немецкие фотокорреспонденты наснимали немало кадров с грузовиками и транспортерами, помеченными буквой G (Хейнц Гудериан), реже встречаются фотографии с буквой К (Эвальд Клейст) из танковой группы, действовавшей на южном фланге советско-германского фронта.

    И еще одна буква. В составе Африканского корпуса сражалась парашютная бригада Рамке (сражалась успешно, но как мотопехота, ни о каких парашютах речь там не шла). На бортах и крыльях машин бригады Рамке наносилась большая буква R в симметричной четырехугольной рамке, напоминающей ромб - стилизованное изображение парашюта.

    В среде немецких танкистов получило широкое распространение нанесение на броню личных имен для танков и самоходок, часто эти имена служили радиопозывными соответствующих машин. На автотранспорте подобная практика была редкостью, хотя, например, на борту кюбельвагена (VW-82) известного немецкого аса африканского неба Иохима Марселя было крупными буквами написано "ОТТО". Все перечисленное в полной мере относится к транспортным машинам вермахта. Если же на шасси грузовика или полугусеничного тягача устанавливалось артиллерийское орудие, то такая машина включалась в состав соответствующей батареи. У артиллерийских машин наименование машин "личными именами" было достаточно распространенной практикой, кроме того на их крыльях и корпусах, как правило, рисовали крупные буквы А, В, С, D... - порядковый номер машины в батарее.



   
   
   
Главная страница Новости сайта Диски Ссылки Написать автору Гостевая книга Форум