В данном разделе сайта представлены наградные знаки
отличия Luftwaffe (Люфтваффе).
    По условиям Версальского договора 1919 г. Германии запрещалось иметь военную и гражданскую авиацию
(в 1922 г. запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями). Однако, при содействии генерала рейхсвера Ханса фон Зеекта, немецкая гражданская авиация оказалась в значительной степени контролируема военными.
    Широкое распространение получили планерные и авиационные клубы
(в 1933-35 гг. Люфтшпортфербанд /Luftsportverband/ - германский авиационный союз), в которых проходили подготовку на самолетах коммерческих авиалиний многие пилоты. К середине 20-х годов в Германии была создана высоко эффективная авиационная промышленность
(заводы "Фоккевульф" в Бремене, "Дорнье" в Фридрихшафене, "Хейнкель" в Варнемюнде, "Юнкерс" в Дессау, "Мессершмитт" в Аугсбурге). В то время как победившие союзники все еще летали на устаревших деревянных бипланах, немецкие конструкторы разрабатывали
металлические монопланы со свободнонесущим крылом, убирающимися шасси и
лопастными винтами.
    Реорганизованная авиакомпания "Люфтганза", получив разрешение на коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые экипажи проходили подготовку в четырех летных школах "Люфтганзы", приобретая опыт в ночных и всепогодных условиях.
    В 1933 г. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг
(во время 1-й мировой войны бывший высококлассным летчиком и награжденный железным крестом 1-й степени). Не имея возможности заниматься исключительно авиационными делами, он пригласил в свое министерство бывшего директора "Люфтганзы" Эрхарда Мильха.
(С его назначением возникли определенные трудности, когда стало известно, что предки Мильха были евреями. С помощью ловкого трюка Герингу, не столь щепетильно относившегося к вопросам расовой чистоты, удалось обойти возникшее препятствие и "ариезировать" Мильха).
    Геринг и Мильх обеспечили организацию Люфтваффе. Основной тактической единицей новых ВВС стала авиагруппа (Geschwader), насчитывавшая около 120 самолетов. Она подразделялась на три авиакрыла (Gruppen) - около 40 самолетов в каждом (некоторые бомбардировочные подразделения состояли из 6 и более авиакрыльев). Каждое крыло, в свою очередь, состояло из трех эскадрилий (Staffeln) - от 12 до 16 самолетов. К концу 2-й мировой войны Люфтваффе несла тяжелые потери, поэтому фактическое количество самолетов в каждом подразделении постоянно менялось. Военно-воздушные силы включали: истребительную авиацию (Jagdgeschwader; JG), бомбардировочную авиацию (Kampfgeschwader; KG), ночную истребительную авиацию (Nachtjagdgeschwader; NJG), скоростную бомбардировочную авиацию (Schnellkampfgeschwader; SKG), авиацию пикирующих бомбардировщиков (Stukageschwader; StG), транспортную авиацию (Transportgeschwader; TG) и авиацию специального назначения (zur besonderen Verwendung; zbV).
    Подчиненным Мильха являлся генерал Вальтер Вефер, начальник штаба ВВС, в прошлом пехотинец, ярый сторонник национал-социализма. Под руководством Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 г. фюрер почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени Люфтваффе насчитывала 1888 самолетов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава.
    В мае 1936 г генерал Вефер погиб в авиационной катастрофе. Его заменил генерал Альберт Кессельринг.
    В августе 1936 г германские военно-воздушные силы впервые приступили к боевым действиям, оказав поддержку войскам генерала Франсиско Франко во время Гражданской войны в Испании. К ноябрю 1936 г. контингент Люфтваффе в Испании вырос до 200 самолетов и был переименован в легион "Кондор".
    Вместо устаревшей тактики плотных боевых порядков "винт к винту", стало применяться новое построение "по четыре", совмещавшее концентрированную огневую мощь и свободу боевых действий.
    Во время аншлюса и чехословацкого кризиса Люфтваффе находилась в состоянии боевой готовности, однако каких-либо действий не вела.
    К началу 2-й мировой войны воздушный флот Германии вырос с 36 самолетов в 1932 г. до 5 тыс. в 1936 г. и более 9 тыс. в 1939 г.
    1 сентября 1939 г. около 1600 боевых самолетов I и IV воздушных флотов вторглись в воздушное пространство Польши, начав 2-ю мировую войну. Польские аэродромы подверглись массированным бомбардировкам. Лишь немногим польским летчикам удалось подняться в воздух, где они становились легкой добычей мощных скоростных "Мессершмиттов". Немецкие самолеты постоянно атаковали польские войска с воздуха, помогая своим сухопутным войскам, сокрушая опорные пункты и артиллерийские батареи. Затем на весь период "зитцкрига" боевые соединения Люфтваффе отправились на отдых и ремонт. Авиация вновь приступила к действию лишь 9 апреля 1940 г. при нападении на Данию и Норвегию, а затем при вторжении в Нидерланды, Бельгию и Францию. Не сумев предотвратить эвакуацию Дюнкерка, Люфтваффе переключила свое внимание на поддержку танковых соединений, наступавших на Париж. Здесь немецкая авиация столкнулась с ожесточенным сопротивлением противника, и уставшие, перенапряженные пилоты стали терпеть первые поражения.
    После капитуляции Франции, Гитлер обратил взор на Великобританию. Перед Люфтваффе была поставлена задача уничтожить английские Королевские военно-воздушные силы (RAF), препятствовавшие высадке сухопутных войск на Британские острова. Для выполнения этой задачи в составе II и III воздушных флотов, дислоцировавшихся на берегу Ла-Манша, было сконцентрировано около 2600 самолетов. В середине июля 1940 г. Люфтваффе приступила к пробным боевым вылетам, одновременно устанавливая с воздуха минные поля. 13 августа 1940 г. началась битва за Англию. В этот день немецкая авиация совершила 1000 самолетовылетов и осуществила 485 бомбардировок наземных объектов противника, потеряв при этом 45 самолетов. Через 2 дня - 1266 самолетовылетов и 520 бомбардировок, потеряв 75 самолетов. Почти сразу же стало ясно, что Люфтваффе столкнулась с серьезным противником. Создавая военно-воздушные силы, Гитлер рассчитывал на быстрые результаты, соответствующие тактике блицкрига, поэтому основное внимание уделялось высокоскоростным истребителям в ущерб тяжелым бомбардировщикам.
    Конец августа и начало сентября 1940 г. Люфтваффе продолжала боевые действия, неся все большие потери. Только 15 сентября 1940 г., во время самого крупного дневного налета на Лондон, немецкая авиация потеряла свыше 60 самолетов. С этого момента активность действий Люфтваффе начала падать.
    Все очевидней становилась неспособность гитлеровской авиации эффективно сражаться с противником и даже защищать собственную территорию от ночных массированных бомбардировок авиацией союзников. Было несколько локальных успехов, таких как налет на о. Крит 20 мая 1941 г., но в целом Люфтваффе, особенно после
1942 г., значительно уступала авиации союзников. К лету 1944 г. превосходство советской и английской авиации стало абсолютным.
    Последним усилием Люфтваффе явилась поддержка Арденнской операции 1944-45 гг.
    К концу февраля 1945 г. Люфтваффе стала полностью небоеспособной. Хотя у Германии еще имелось свыше 3000 самолетов, но большая их часть оставалась на земле ввиду отсутствия топлива и слабой подготовленности летчиков. По официальной статистике, за время 2-й мировой войны гитлеровские военно-воздушные силы потеряли убитыми или пропавшими без вести 44 065 человек из летного состава, 28 200 ранеными и 27 610 попавшими в плен.
    По официальным немецким данным, значительно отличающимся от данных союзников, 94 немецких аса сбили в воздушных боях 13 997 самолетов противника, большая часть которых приходится на Восточный фронт.
    Мартин Калдэн (Martin Caldin) в книге "Ме-109" (Лондон, 1973) приводит список германских летчиков, сбивших свыше 150 самолетов противника:
    Эрих Хартман 352
    Эрих Герхард Баркхорн 301
    Гюнтер Ралль 275
    Отто Киттель 267
    Вальтер Новотный 258
    Вильгельм Батц 242
    Тео Вайзенбергер 238
    Эрих Рудорфер 222
    Генрих Бэр 220
    Хайнц Эрлер 220
    Ханс Филипп 213
    Вальтер Шук 206
    Антон Хафнер 204
    Хельмут Липперт 203
    Герман Граф 202
    Вальтер Крупинский 197
    Антон Хакль 190
    Иоахим Брендле 189
    Макс Штоц 189
    Иоахим Киршнер 185
    Вернер Брандле 180
    Гюнтер Йостен 178
    Иоганн Штейнхоф 176
    Гюнтер Шак 174
    Хайнц Шмидт 173
    Эмиль Ланг 173
    Э.В. Рейнерт 169
    Хорст Адамайт 166
    Вольф Д. Вильке 161
    Гордон Голлоб 160
    Ханс-Иоахим Марсель 158
    Герхард Тюбен 157
    Ханс Бейсшвенгер 152
    Петер Дутман 152
При составлении использован материал Энциклопедии Третьего рейха